< Назад
Киев. 27.10.2016

Иностранцы еще не инвестируют, но уже приезжают

В рамках совместного проекта с поисковиком недвижимости ЛУН.ua ABCnews продолжает серию интервью с лидерами рынка девелопмента. Коммерческий директор компании  Будхаус Групп  Максим Гаврюшин рассказал ABCnews о том, почему патриотизм в фешн-ритейле так и не стал экономически оправданным, почему боулинг в столичных ТРЦ стал убыточным, как работается в кризисных условиях региональным ТРЦ и почему компания не намерена продавать ни один из своих участков. 
Расскажите о проекте на Лютеранской. Там изначально планировалась гостиница,  Софитель , но в нынешних экономических условиях вы решили изменить концепцию?
Это будет жилой комплекс премиум-уровня, примерно на сто квартир. Мы оставили фасады известного английского архитектора Джона Сиферта, но внутри весь проект переделан архитектурной мастерской Андрея Пашенько. Абсолютно новый формат для нашего рынка  по тому, как там будут распланированы квартиры, как будут организованы потоки, какая будет инфраструктура. 
И что там будет? Свой спорткомплекс с бассейном?
Нет, мы как раз уходим от такого сервиса. Многим кажется, что подобные вещи дают преимущество, но на практике они ложатся бременем на всех его жильцов, в том числе на тех, кто ими не пользуется. По факту, мало кто пользуется бассейном или спорткомплексом в домах такого уровня. Прежде всего потому, что около половины тех, кто покупает такие квартиры, живут в них несколько раз в году. Это региональные или международные бизнесмены, приезжающие по делам. Поэтому мы делали больше акцент на других элементах инфраструктуры, которые будут использоваться ежедневно. Например, такие простые вещи как комната для охранников и водителей. Пока в жилых комплексах такие помещения не предусматривают. На подобные мелочи мы и постарались сделать акценты: черные кухни, различные лифты для различных целей. 
Мы рассчитываем, что именно тщательная продуманность сервиса, а не наличие бассейна, сделают наш дом премиальным. Плюс мы применяем инженерные решения, которые пока практически не используются в жилом строительстве в Украине. Хотя это банальные вещи, которые активно используются в других странах даже для жилья бизнес-класса, не говоря уже о премиум. Например, центральное кондиционирование, никаких сплит-систем. 
Когда вы его планируете вывести на финишную прямую?
Весной следующего года начнем продажи. Думаю, к этому времени готовность проекта достигнет 70-80%. 
Насколько привлекательна сейчас жилая недвижимость?
Жилая недвижимость нам не интересна в формате  эконом  или  бизнес , те всплески активности, которые мы видим сейчас в Киеве, не являются рыночными. Связано это больше с реинвестицией гривневой массы, которая накопилась у многих людей. Я считаю, что на рынке эконом-жилья намечается кризис, потому что очень много строится, и нет уверенности, что весь объем будет поглощен. А поскольку половину строек предполагается завершить за счет поступлений от продаж, у многих проектов начнутся трудности. В то же время сейчас в Киеве заняты все мощности, найти строительную технику в столице крайне сложно. Если не случится какого-нибудь чуда, например, запуска некой государственной программы, проблем не избежать. 
Гостиничный проект в вашем портфеле пока один,Khortitsa Palace в Запорожье. Улучшилась ли заполняемость после того как вы отказались от сотрудничества с международным брендом и взялись за управление сами?
По сравнению с прошлым годом показатели гораздо лучше. В октябре в рабочие дни, например, заполняемость доходит до 90%. Плюс благодаря рейсу турецких авиалиний у нас постоянно есть гости из Турции. 
Давайте поговорим о торговой недвижимости. Насколько правдива информация, что ваш ТРЦ  Фабрика  один из самых больших работодателей Херсонской области?
Мы отправляли запрос в управление статистики. Да, мы самое большое предприятие города, мы даем работу примерно 3 тыс. чел. И разрыв значительный  у второго номера в рейтинге втрое меньше сотрудников, чем у нас. Кроме того, по уровню заработных плат  Фабрика  занимает второе место в области. 
Это минус или плюс для вашего бизнеса  понимать, что весь регион держится на ТРЦ? 
Для имиджа хорошо, что у нас такое большое и значимое для этого региона предприятие, которое является сейчас одним из основных налогоплательщиков. Ежегодно только местный бюджет получает от  Фабрики  порядка 50 млн грн, но нельзя сказать, что на ТРЦ держится весь регион. Область живет в основном не за счет работы крупных предприятий, (которых там уже по-честному и нет) работающих в полную силу, а за счет туризма, моряков, которые уходят в плавание и присылают средства домой, сельского хозяйства, у которого тоже валютная выручка. Поэтому, конечно, плохо, что в Херсоне сейчас нет предприятий, которые бы обогнали  Фабрику  по количеству трудоустроенных, но это достаточно активный развивающийся регион. 
Когда вы запускали этот проект, то подчеркивали, что он рассчитан на жителей не только Херсона, но и соседних областей. Какова сейчас доля таких посетителей?
В радиусе 300 км от  Фабрики  нет подобного объекта, с таким количеством развлечений и такими якорями. Около 10% посетителей  из Николаевской области и северной части Крыма. Сейчас, правда, крымчан чуть меньше, раньше и автобусами приезжали. Основная причина приезда  развлекательная часть, но едут и за покупками, поскольку ближайшие магазины таких сетевых брендов как Inditex и LPP находятся в Одессе.  
Какая сейчас вакантность  Фабрики ?
Около нуля. Более того, существует очередь из порядка 50 потенциальных арендаторов на небольшие лоты. К нам хотят зайти и многие крупноформатные сетевые магазины, в том числе международные, но банально мы им ничего не можем предложить. За последние пару лет мы произвели несколько значительных изменений. Среди них сокращение площади Comfy и открытие магазина в новом формате, причем торговать они стали вдвое лучше. Мы завели два новых интересных игрока  Sinsey и Goldi (Ровенский льнокомбинат). Также трансформировали детскую развлекательную часть, объединив два детских развлекательных центра в один. Теперь у нас детский центр с площадью более 3 тыс. кв. м, кстати, один из самых больших в Украине. 
Какие вопросы с ТРЦ  Фабрика  не удалось решить? 
Есть у нас часть, которую мы забронировали под аквапарк, она так и стоит неосвоенная. Вначале с одним инвестором договорились, но затем случился кризис. Это будет инвестиционно-партнерский проект, кто-то должен просто взять и сделать себе этот бизнес. Но сетевых операторов аквапарков у нас нет, к сожалению. И это единственное из концепции, что пока не удалось реализовать. 
Полтора-два года назад весьма активной была тенденция профессионализации украинских брендов. Многие ТРЦ экспериментировали с форматами, предоставляя площади отечественным производителям. Эксперименты удались? 
Это не общеукраинский тренд, а попытка владельцев торговых центров заполнить их чем-то новым. Реально в 2014-начале 2015 года была высокая вакантность, а сдавать эти площади на фоне падения экономики и роста доллара было некому, поэтому искали, кем и как побыстрее заполнить появляющиеся  дыры . Экономики в этом нет никакой. 
Но Goldiже показывает неплохие результаты? 
Goldi  это не история с украинскими дизайнерами, которым надо срочно создать условия для реализации своего товара. Goldi  компания, которая исторически занималась продажами. Они готовили одежду на продажу и продавали ее массово, сначала через рынки, через сеть дистрибьюторов, потом постепенно вышли в розничную торговлю через собственную сеть магазинов. И на сегодня это системный, достаточно сильный розничный игрок. Они умеют не только шить одежду, но и делать магазины. И, на мой взгляд, это единственный пример появления нового отечественного сетевого бренда за время кризиса. Другого, открывшего хотя бы десять магазинов, нет. Есть те, кто открыл два-три магазина в рамках отдельного региона, которые выросли из интернет-торговли или дизайнерской студии. 
Вы пробовали запустить у себя этот проукраинский формат? 
Да, мы тоже пытались экспериментировать, открыли зону местных дизайнеров  херсонских, николаевских, но очень быстро поняли, что это не работает. Да, может быть, они шьют интересную одежду, но они не могут обеспечить объем, ассортимент, модельный ряд, даже размерную сетку. И самое главное, они не умеют торговать. Поэтому мы очень быстро это свернули и заполнили эти места нормальными сетевыми игроками. На сегодня у нас нет проукраинского проекта, но я допускаю, что кто-нибудь из столичных торговых центров, которые экспериментируют с этим форматом, со временем сможет его профессионализировать и превратить в по-настоящему сетевой проект.
Из ваших региональных проектов  Фабрика   самый мощный? 
Смотря как сравнивать. Если по размеру, посещаемости, степени лояльности людей, то да. Мы ожидаем по итогам 2016 года около 10 млн. посетителей в городе с населением 340 тыс. чел. Но если сравнивать эффективность квадратного метра, то черкасская  Любава  эффективней: GLA 18 тыс. кв. м и посещаемость 5 млн человек в год, тогда как на  Фабрике  GLA 65 тыс. кв. м и посещаемость 9,5 млн. человек. А если по архитектуре, качеству исполнения, значимости для торговой недвижимости Украины в целом, то тут Forum Lviv впереди. Благодаря тому, что это совместный украинского-голландский проект, его уже очень хорошо знают в Европе. 
На какие из развлечений сейчас активнее идут люди в регионах? 
Все зависит от того, как тот или иной оператор подходит к вопросу. Красноречивый пример  боулинг, эта тема в столице в последние два года умерла. В Киеве нет ни одного прибыльного клуба, они все работают либо в ноль, либо в минус. Людей нет, дорожки пустые. В то же время в Черкассах и Херсоне успешно работают клубы Lucky Strike, которые поставили новейшее оборудование, не забывают о маркетинге, проводят огромное количество мероприятий, отмечают профессиональные праздники, дни рождения. Чемпионат Украины по боулингу проходил пару месяцев назад в Черкассах, где хотя и десять дорожек, а не как в Киеве в некоторых клубах по тридцать, зато с хорошим отлаженным оборудованием. То же самое можно говорить о детских центрах. Люди любят проводить семейный отдых все вместе, так что стабильный спрос есть. Но если постоянно не работать над улучшением сервиса, то люди будут искать альтернативу в других местах. 
У вас на стадии строительства два объекта   Никольский  в Харькове и YESSA в Одессе. Когда мы увидим их завершенными и открытыми? 
На  Никольском  мы активизировали работы, хотя нельзя сказать, что работаем на полную мощность, но делаем гораздо больше, чем в прошлом году. Уже возвели стены, закончили каркас, в этом году закроем периметр, а весной следующего года сделаем световой фонарь. Это самый сложный с конструктивной точки зрения участок работы. Проектировали фонарь немецкие конструкторы, металл будут делать украинские компании, а покрытие будет не стеклянное, а из специальной немецкой пленки. Сумма инвестиций в проект за время кризиса не изменилась: около $100 млн. Нельзя обещать, что мы введем  Никольский  в эксплуатацию к концу следующего года, но к этому сроку он приобретет законченный внешний вид и мы начнем пускать арендаторов на адаптацию. 
Сколько у вас уже арендаторов в  Никольском ? 
Подписаны практически все площади. Все ждут открытия. 
А проект в Одессе? 
Мы будем его делать, когда откроем Харьков. На этом проекте строительные работы выполнены уже на треть. Проблема в том, что у нас просто нет источников внешнего финансирования, мы развиваем все проекты из собственных средств. Мы конечно, ищем потенциальных партнеров, но пока они только приходят познакомиться и поговорить, им все нравится  и уходят думать. Но хорошо, что хоть приходят. В прошлом году только переписывались с потенциальными партнерами, никто не рисковал прилететь и посмотреть на месте. 
Рассматривается ли вариант продажи земельных участков, на которых запланированы ваши проекты, того же Hаrtz на проспекте Победы в Киеве? 
Нет, вариант продажи участка не рассматривается. У нас нет участков  неликвидных , для каждого продумана концепция, и она не меняется. Hartz на проспекте Победы появится рано или поздно. В Запорожье у нас хороший участок в центре города  12 га под  Фабрику-2 , уже есть проект, и его можно реализовать достаточно быстро. 
Если формат  Фабрика  пойдет в Запорожье, вы намерены сеть с таким названием создавать в регионах? 
Не везде. Мы подходим очень взвешенно. Будем развиваться только там, где благоприятная конкурентная среда и там, где городу это действительно необходимо. В Запорожье он однозначно нужен и по востребованности не уступает  Никольскому . Ритейлеры готовы туда заходить. 



Budhouse Group - итоги 2023

Киев. 05.02.2024

Девелоперская компания Budhouse Group подвела итоги 2023-го года. За этот период компания получила награды для своих ТРЦ и не только. Максим Гаврюшин, операционный директор компании, победил в номинации "Персона года в девелопменте". Компания полностью возобновила работу ТРЦ Nikolsky в Харькове.

Подробнее >

Новые арендаторы ТРЦ Lubava: Kiko Milano, Yabluka, Levi's, Укрзолото и другие

Черкассы. 18.01.2024

Начало 2024 года обещает стать продуктивным периодом для ТРЦ Lubava, признанного лучшим малым ТРЦ в Украине по версии Rau Awards. В конце прошлого года девелоперская компания Budhouse Group успешно заключила ряд договоров аренды, направленных на улучшение tenant-mix`а ТРЦ.

Подробнее >

Budhouse Group среди победителей международной премии Luxury Lifestyle Awards

Киев. 19.12.2023

Девелоперская компания Budhouse Group стала лауреатом престижной международной премии Luxury Lifestyle Awards в категории "Выносливость и совершенство", которая отмечает не только профессионализм, но и вклад в гуманитарные и культурные инициативы во время войны.

Подробнее >